Актуальная информация
20.09.2020

Набор на конфирмационное обучение

Запись уже открыта.
23.08.2020

Репетиция хора

Начало в 13:00.
16.08.2020

Конфирмация

Начало богослужения в 11:00.
02.08.2020

Богослужение с Таинством Св. Причастия и Конфирмация

Прошло первое богослужение с Таинством Св. Причастия после закрытия храма 27 марта.
30.07.2020

Группа Чалнинского прихода на сайте "ВКонтакте"

В самой популярной соцсети создана группа ближайшего к нам прихода.
21.07.2020

Рукописные сборники гимнов

По просьбе Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН ищем рукописные сборники гимнов.
26.06.2020

Новый номер журнала "Carelia", посвящённый 100-летию Республики Карелия

В рубрике "Религия" опубликована статья о лютеранстве в Карелии. Выпуск можно взять в приходской библиотеке.
26.06.2020

Новый номер журнала "Церковь Ингрии"

Среди главных тем номера – 50-летие нашего прихода. Доступна версия для скачивания. Изданный журнал можно приобрести в канцелярии прихода.

Архив новостей

Мероприятия
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Главная страница / Наш приход / Новости / 2008 / "Мечты сбываются сегодня"

19 февраля 2008

"Мечты сбываются сегодня"

Нравственное воспитание школьников

Проект «Мечты сбываются сегодня»

Слава Господу, и в стенах школы есть люди, которые желают заниматься истинно нравственным воспитанием школьников, основанным на библейских позициях.

С 19 по 22 февраля на базе 42 школы проходил практический семинар «Мечты сбываются сегодня» (нравственное воспитание школьников). Координаторами проекта в Петрозаводске выступили учителя английского языка Людмила Евгеньевна Вяткина и Нина Яковлевна Ефимова, с которыми молодые прихожане нашей церкви могут уже быть знакомы – мы прекрасно сотрудничали с ними во время летнего Языкового лагеря. Кстати сказать, во время него обращаются ко Христу не только дети: одна из учителей, возможно, именно благодаря американским миссионерам теперь сама уже выступала как ярый сторонник библейской этики и христианских ценностей. Учителя реализовывают данный проект в десятых классах во внеурочное время, где учащиеся обсуждают различные проблемы на английском языке: это создаёт некоторый барьер, и ребятам становится легче говорить на определённые темы. По утверждению координаторов, данная программа может быть полезна не только учителям-предметникам, но и кураторам, социальным педагогам и психологам. Вы уже не терпите узнать, в чём же заключается эта программа? Считайте, что лично побывали на семинаре: участников так же долго томили ожиданием. Это называется определение проблемного поля семинара…

Начнём по порядку. Больше двух лет назад группа из внеконфессиональной организации Международная образовательная программа, состоящая в основном из протестантов, приезжала в Петрозаводск. Тогда её члены знакомили учителей школы с проектом под названием «Христианская этика». (В библиотеке нашего прихода имеются пособия как на русском, так и на английском языках.) К сожалению, большинство учителей тогда отказались от её реализации в собственных классах, заявляя, что не возьмутся за неё никогда. Большинство, но всё же не все. Кто-то взялся, и вот в феврале к нам снова приехали люди, готовые поделиться опытом и наладить контакты, среди них методист Светлана Анатольевна Кулешова из Краснодара и две гостьи из США – психолог Энни Котман и педагог Патрисия Байол. На этот раз предлагаемая ими программа – рабочее название которой «Мечты сбываются и разбиваются» – включает в себя не только духовный раздел, но также и другие разделы, как то: Какая у тебя мечта, что может помешать ей осуществиться? Алкоголизм, Наркомания, Половое воспитание, Жизненные навыки. Данная программа была разработана группой педагогов из разных стран; на Украине, например, её используют в качестве учебника, который был одобрен Министерством образования. Она легко адаптируется, и, как показывает опыт, её можно успешно использовать в 3-4 классах и в университетах и колледжах…
Участники семинара – всего около тридцати человек, в основном из различных образовательных учреждений, – не только слушали выступления, но и работали в малых группах, потому что обмен мнениями и опытом особенно важен, ведь это был учебный семинар. Первым заданием был вопрос: Что такое нравственное воспитание? Интересно было услышать короткое, но яркое свидетельство одной женщины: «Моя бабушка отучилась всего в четырёх классах церковно-приходской школы, но она нравственно выше нас всех». Сегодня, к сожалению, дети учатся не в церковно-приходских школах, да и не в каждой школе, и было понятно, что даже не каждый учитель, пришедший на этот семинар, будет рассказывать детям о Христе, кто-то просто предпочтёт опустить шестой раздел с названием «Духовный».

Психологическое здоровье – это фундамент

Энни Котман представила нам шкалу-показатель риска заболеваемости в зависимости от того, как часто с вами происходят те или иные события, причём неважно, носят они позитивный или негативный характер. Например:

Смерть супруга – 100
Развод – 72
Смерть близкого родственника – 65
Болезнь члена семьи – 44
Прибавление в семействе – 39
Смена работы – 38
Выдающиеся личные достижения – 28
Смена места жительства – 20
Изменение режима питания – 15
Отпуск – 13
(составлено по результатам опроса в 1960-х гг.)

Если количество баллов за год превысит цифру 200-300, то у человека возникает стресс, и велика вероятность заболевания.

Как выяснилось, в США психическим здоровьем населения занимаются три вида специалистов: собственно психологи, имеющие лицензию, психиатры и школьные психологи. Церкви также могут предоставлять такие услуги – либо этим занимается сам пастор, либо нанимают специального работника. Существуют также особые группы поддержки, которые финансируют организации или опять-таки церкви.

Как вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в школе?

Патрисия Байол задала этот вопрос, и началось оживлённое обсуждение. Предлагались и совместные мероприятия для детей и родителей, и больше контактов классного руководителя с мамами и папами, а не только раз в четверть на родительском собрании. Где-то уже действует так называемый «родительский университет»: сами родители организовали комитет по искоренению вредных привычек. Кроме того, осуществляется «педагогический консалтинг»: родители свободно могут связаться с директором школы, социальным психологом и медицинским работником (желательно, чтобы они работали по скользящему графику). Упразднены столь страшные для детей родительские собрания – теперь и школьники, и их родители приходят к классному руководителю вместе. Наконец, различные поездки и экскурсии обязательно проводятся с привлечением мам и пап ребят.
Психологи, со своей стороны, предложили совместные спортивные мероприятия, индивидуальную работу выхода педагога или психолога «в семью», «открытые родительские дни», обращение детей к родителям через творчество и настенные газеты. Важно помнить, что какие бы воспитательные меры ни принимались учителем, он обязательно должен информировать о них родителей.

Патрисия рассказала об одном довольно любопытном и эффективном способе – советы по профориентации. Она приглашает родителей учеников рассказать о своей профессии, как можно получить ту или иную профессию, какие качества для этого потребуются, а от чего на пути к её достижению точно придётся отказаться. Кроме того, педагог или директор может приглашать и других людей, занимающих определённое положение в том, скажем так, микрорайоне, где расположена школа. (Возможно, в США жители одного микрорайона более сплочённые и знают друг друга лучше, чем у нас, поэтому такой метод становится ещё более действенным.) Это могут быть продавцы супермаркетов, полицейские, бизнесмены, священники. В нашем городе в школы также приглашают сотрудников полиции, а в ПетрГУ на математическом факультете, например, священнослужители читают спецкурс Основы православия.

«Я не такой, как все»

Светлана Анатольевна Кулешова провела для нас показательный урок на основе учебника «Христианская этика» (ч. 1, стр. 85). Известно, что подросткам очень важно быть уникальными. Действительно, у каждого из нас уникальный голос, уникальный папиллярный узор на пальцах, уникальный характер. Все мы обладаем какими-то особенными достоинствами. Поэтому начать урок можно с конкурса комплиментов. Двое учеников выходят к доске, и каждый в течение одной минуты старается сделать как можно больше комплиментов своему собеседнику (желательно попросить несколько пар поучаствовать в конкурсе). Затем учитель даёт следующее задание: Сразу в двух популярных газетах нашего города появился твой портрет… Что же такого там написано о тебе? Ребята пишут статьи сами о себе и, что важно, сами для себя. Они как бы оценивают себя, решают, что выдающегося они могли бы сделать. Возможно, кто-то захочет прочитать свою статью вслух. Задача учителя выяснить, сколько учеников написали о себе негативные, критические статьи, – тогда примерно будет понятно, какие «настроения» преобладают в классе. Ещё одно задание называется «Я горжусь тем, что…»; кроме того, предлагается выполнить два теста. Когда ученик уже попытался взглянуть на себя и определить своё место в коллективе, ему будет предложено посмотреть, каким его видит Господь. Подростки часто думают о себе так же, как и окружающие, но им нужно понять, что у Бога нет лицеприятия и Он любит всех независимо от внешности и заслуг, Он знает сердце каждого человека. Прочитайте детям Пс. 138:13-18, 146:10-11; Лк. 16:15; II Кор. 5:17-18; Еф. 2:10.

СМИ без прикрас

Светлана Анатольевна поделилась с нами также тем, как правильно воспринимать рекламу. Сегодня более половины населения планеты занято в передаче, хранении, обновлении информации. Человек должен уметь выбирать необходимую информацию, определять, потребуется ли она ему в перспективе, и должным образом распоряжаться ею. Сталкиваясь с рекламой, нужно чётко определять для себя три вещи: а) рекламируемый продукт, б) достоверный факт, в) вымысел. Вначале мы все вместе рассмотрели рекламу армянского коньяка. Вымыслом в данном случае были слова на этикетке о том, что попробовав его, вы «окунётесь в известную легенду о прекрасной любви…» Затем началась работа в группах. Каждая получила вырезку из какого-нибудь модного среди молодёжи журнала, где рекламировали алкогольные напитки, мебель, шубы… Рекламодатели и рекламопроизводители могут навязывать нам не только свой товар, но также и определённый образ жизни, которого мы, возможно, никогда не желали. Нужно быть очень осторожными!

Учителю на заметку

Проводить уроки по нравственному воспитанию школьников может практически любой учитель. Если это классный руководитель, то он имеет возможность устраивать классные часы по описанной программе «Мечты сбываются сегодня», включая уроки-дискуссии на основе библейских притч (о блудном сыне, о добром самарянине). Учителя иностранных языков вместо Хэллоуина и «Дня святого Валентина» могут организовывать внеклассные мероприятия по христианским праздникам (Рождество, Пасха). Кроме того, Библия оказала огромное влияние на европейскую культуру, и было бы весьма полезно прочитать и проанализировать отдельные главы, изучить сравнительный перевод (а также вообще узнать о различных переводах Библии на изучаемый язык), дать определения найденным фразеологизмам, написать сочинение на тему библейского сюжета. Если мы говорим об учителях литературы, русской литературы, то здесь открывается ещё больший простор для знакомства учеников со Священным Писанием. Философ Н.А. Бердяев заметил, что русская литература «ранена христианством». Островский, Толстой, Гоголь, Чехов, Достоевский… Так, на филологическом факультете ПетрГУ читается целый спецкурс «Ветхий и Новый Завет». Действительно, никакой культурный человек, независимо от его религиозных взглядов, не может считаться подлинно культурным, если не будет иметь знакомство с Библией. Её влияние на искусство неоценимо, что с успехом могли бы использовать учителя Мировой художественной культуры. Наконец, в Библии описана история. Если и обращаться к ней на уроках истории, то, как знать, не станет ли это стимулом для кого-то, чтобы прочитать её уже вне учебных занятий?.. Советы по проведению таких уроков вы можете найти в Сборнике методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в сфере школьного и дополнительного образования, имеющемся в нашем приходе.

Наверное, быть учителем-христианином – прекрасная возможность нести Слово Божье. В нашем приходе несколько прихожан планируют стать учителями (все они будут преподавать иностранные языки), кроме того, молодёжный работник также является учителем английского языка. На семинаре в 42 школе в первый день была удивительная обстановка: по своей сути, этот семинар не являлся исключительно христианским, но мы говорили о Боге, о покаянии, библейской этике. Вероятно потому, что не может быть никакого истинно нравственного воспитания без любви к Богу – как у учителей, так и у их учеников. Жаль только, что кто-то из тех учителей, которые проводят уроки христианской этики, в поисках собственного «духовного равновесия» идут не в церковь, а на курсы гештальт-терапии*… 

____________

* направление в психологии, утверждающее, что человек свободен, делая то, к чему его побуждает биологическая природа. Моральные правила могут рассматриваться как формы зависимости, неискренней регуляции другими. Сама же техника работы с сознанием уходит своими корнями в практики буддизма.

Ольга Дробноход

Случайное фото

Праздник для детей и родителей 7.05.17

Праздник для детей и родителей 7.05.17

Смотреть альбом

Отзывы

Добрый день! Да, у нас в храме тоже есть возможность приобрести предметы христианской атрибутики, если у людей есть желание. Если у Вас есть предположение, что приходы на этом зарабатывают, уверяю Вас, Вы ошибаетесь, делается это исключительно с целью распространения благовестия. Все товары, которые вы можете приобрести, тоже когда-то приобретались или изготовлялись церковью за определенные средства и предлагаются прихожанам по себестоимости. Пусть Вас не смущает этот вопрос. С уважением, настоятель прихода.

14.02.2016
Алексей
Петрозаводск

Все отзывы

Поиск
Контакты

Местная религиозная организация Евангелическо-лютеранский приход Святого Духа г. Петрозаводска.
Приход принадлежит к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

  • 185035, Петрозаводск, наб. Древлянская, 25
  • +7-911-405-11-31 / +7-953-535-81-54
  • sola-gratia@yandex.ru